Оценка эффективности проведения реабилитационных процедур БОС-тренинга

Астахова А.И., Скоморохов А.А., Скоморохов Д.А.
(ООО НПКФ «Медиком МТД» 347900 Россия, Таганрог)

Реабилитационные процедуры с использованием биологической обратной связи (БОС-тренинг), как и любые другие лечеб­ные процедуры, целе­сообраз­но проводить с контролем эф­фектив­ности их проведения для того, чтобы мини­мизи­ровать времен­ные и финан­совые затраты на получение лечеб­ного эффекта. БОС-тренинг исполь­зуется для не­медикамен­тоз­ной реабилитации различных заболеваний централь­ной нервной системы (ЦНС), сердечно-сосудистой системы (ССС), вегетатив­ной нервной системы (ВНС), опорно-двигатель­ного аппарата и других нарушений.

Оценка эффектив­ности проводимого лечения с помощью БОС-тренинга может проводиться на основе:

  • анализа динамики регулируемых физиологических показателей, непосредственно исполь­зуемых в формирова­нии зритель­ных и звуковых образов БОС;
  • анализа динамики неуправляемых физиологических показателей, характеризую­щих функцио­наль­ное состоя­ние различ­ных систем организма (ис­следова­ниями показано достовер­ное изменение физио­логичес­ких показателей, не участвующих в формировании БОС-образов как не­посред­ствен­но в процес­се процедуры, так и после нее);
  • субъективные ощущения пациента своего состояния, а также резуль­таты обследо­вания пациента без исполь­зования инструмен­таль­ных методов (невро­логичес­кий, психический статус и т.д.).

По отношению к первым двум позициям применимы понятия внутри­процедур­ной оценки эффектив­ности (сопостав­ление физио­логичес­ких показате­лей в исходном фоновом состоянии и на различ­ных этапах одной реабили­тацион­ной процедуры) и меж­процедур­ной или «курсовой» оценки эффектив­ности (сопостав­ление динамики физио­логичес­ких показате­лей по всему лечебному курсу, который, как правило, составляет от 10 до 20 процедур). Программно-аппаратный комплекс «Реакор» (разработка НПКФ «Медиком МТД», г. Таганрог), использу­емый для проведе­ния БОС-тренинга, имеет возмож­ности по оценке эффектив­ности как внутри­процедурной, так и курсовой динамики проводимого лечения.

Для межпроцедурной оценки эффективности лечебного курса используется режим «Оценка курсовой динамики», который показывает результаты обработки в графической и табличной форме, отражаю­щие изменения статис­тичес­ких параметров (математичес­кое ожидание, средне­квадрати­чес­кое отклоне­ние, мода, вариацион­ный размах и пр.) физио­логичес­ких показателей (например, частота сердечных сокращений, альфа-индекс ЭЭГ, ударный объем крови как показатель насосной функции сердца и пр.) одноимен­ных этапов на разных процедурах, относящимся к разным датам их проведения.

Пример табличной и графической формы представления курсовой динамики показан на рисунках. В рамках приведен­ных графиков и таблиц видна в целом положи­тель­ная динамика (за исключением 5-й процедуры). На 4-й процедуре пациенту удалось поднять температуру руки более чем на 1 градус.

Рис. 1. Табличная форма для сопоставления
физиологических показателей по процедурам,
проводимым в рамках лечебного курса
(в данном случае по температурному БОС-тренингу).


Рис. 2. Графическая форма для сопоставления
физиологических показателей по процедурам,
проводимым в рамках лечебного курса
(в данном случае по температурному БОС-тренингу).

Для внутрипроцедурной оценки эффективности используется режим «Поэтапная динамика показателей», позволяющий по аналогии с режимом «Оценка курсовой динамики» представить в графической и табличной форме изменение статис­тичес­ких параметров физио­логичес­ких показателей на разных этапах одной процедуры — «исходный фон», этапы БОС-тренировки, «итоговый фон».

Кроме того, в зависимости от типа используемого прибора, включаются програм­мные средства для функцио­наль­ной диагностики на базе проведения ЭЭГ, ЭКГ, РЭГ, анализ сердечного ритма и других видов ис­следова­ний, позволяющих уточнить диагноз и более детально и достоверно оценить результаты лечения. В качестве физио­логичес­ких критериев эффектив­ности лечения, в частности, исполь­зуется оценка состояния нейро­гумораль­ных механизмов регуляции на основе матема­тичес­кого анализа вариабель­ности сердеч­ного ритма, анализ амплитудно-частотных характеристик электро­энцефало­граммы (ЭЭГ) и ее топичес­кого рас­пределе­ния, анализ показателей сердечно-сосудис­той системы на основе ис­следова­ний мозгового, церебраль­ного и централь­ного крово­обращения и другие методы ис­следова­ний. Кроме того, проводит­ся оценка границ динамичес­кого диапазона измене­ния различных физио­логичес­ких показателей, свидетель­ствующих о функцио­нировании соответ­ствующих систем. Сужение границ изменения функцио­наль­ного состояния какого-либо параметра может свидетель­ство­вать о наличии органичес­кой патологии. Примерами сужения границ могут служить снижение способ­ности к изменению тонуса атеро­склероти­чес­ки изменен­ных сосудов, ригидность сердечного ритма, свидетель­ствую­щая о пере­напряже­нии или истощении регулятор­ных механизмов, невозмож­ность напряже­ния поражен­ной мышцы и т.д. Некоторые вопросы диагнос­тичес­кой значимости БОС-тренинга отражены в работах [1, 2].

Комплекс может использоваться не только для реабилитации больных людей, но и для оценки и тренировки профес­сиональ­ных навыков практически здоровых людей, например, операторов, занимаю­щихся напряжен­ной оператор­ской деятель­ностью (авиа­диспетчера, пилоты, операторы РЛС и пр.), а также для качествен­ного профес­сионального отбора по специаль­ностям, требую­щим навыков совмещен­ной оператор­ской деятель­ности. В этом случае на вход режимов оценки внутри­процедур­ной и меж­процедур­ной эффектив­ности подаются показатели эффектив­ности выполне­ния оператор­ской деятель­ности, получен­ные на основе исполь­зова­ния соответ­ствую­щих БОС-образов, моделиру­ющих эту деятельность [3].

Параллельно с описанными механизмами оценки эффектив­ности БОС-процедур нами использовались оценка психо­логичес­кого и психо­физио­логичес­кого статуса путем проведения психо­логичес­ких тестов-опрос­ников перед лечебным курсом и после его завершения. Ис­следова­ния проводились с использо­ванием устройства для психо­физио­логичес­кого тестирования «Психо­физиолог» (УПФТ, разработка НПКФ «Медиком МТД», г. Таганрог) [4].

В качестве примера можно привести следующие данные обследований на фоне проведения БОС тренинга с 3-мя пациентами школьного возраста (мальчики: В.,13 лет, акцентуация по гипертимному и демонстративному типу, возбудимость, импульсивное поведение, повышенная утомляемость; Р., 10 лет, агрессивность, возбудимость, утомляемость, низкая успеваемость, нарушения мелкой моторики; Н., 12 лет, повышенная тревожность, утомляемость). Проводились в первых двух случаях БОС тренинг на релаксацию по повышению температуры пальца (по 6 сеансов) и, в третьем случае — БОС тренинг на повышение стрессо­устойчи­вости через угашение КГР (5 сеансов).

В начале и конце каждой процедуры пациенты обследовались по методикам ВКМ (вариацион­ная кардио­интервало­метрия), ПЗМР (простая зрительно-моторная реакция), СЗМР (сложная зрительно-моторная реакция). Уровень тревож­ности изучался в начале и конце курса у двух пациентов, В. и Н. по Краткому тесту школьной тревож­ности (не входит в комплекс методик УПФТ). У первого мальчика уровень тревож­ности исходно был невысоким, и его динамика в ходе курса оказалась не­значитель­ной. У второго, наоборот, итоговое снижение уровня тревож­ности было выражено: с 75% (зона высокой тревож­ности) до 50% (повышен­ная, но близкая к норме).

Данные ВКМ в первом и третьем случае не изменялись в течение процедуры, ПЗМР и СЗМР — показывали улучшение регуляторных механизмов. Во втором случае дополни­тель­ное обследова­ние показывало признаки утомления и развития процессов торможения. Положитель­ные результаты БОС, проявляю­щиеся на субъектив­ном и поведен­чес­ком уровне, были достиг­нуты в первом и третьем случае. В первом случае это выразилось в большей сдержан­ности подростка, снижении случаев импульсив­ного поведения, во втором — практичес­ки исчезли жалобы на тревож­ность во время устных ответов, контрольных, улучши­лись отношения с некоторыми одно­клас­сниками. Во втором случае благо­приятных изменений не отмечено.

При работе со взрослыми пациентами применение устройства для психо­физио­логичес­кого тести­рования «Психо­физиолог» представляется еще более оправдан­ным, так как здесь применяются варианты методик, ориентирован­ные на взрослых. Так, например, используя шкалу тревоги Спилбергера-Ханина, удалось определить снижение в уровне ситуативной и личностной тревожности (СТ и ЛТ соответ­ствен­но) до и после тренинга стрессо­устойчивости по КГР с применением электро­стимуляции: 48 баллов СТ и 47 баллов ЛТ до КГР БОС тренинга и 39 и 44 соответ­ствен­но после. Другими словами значения и ситуативной и личност­ной тревожности снизились с высокого до умерен­ного уровня.

Для определения эффективности БОС тренинга средствами психодиагностики с использованием УПФТ можно предложить целую батарею методик, оценивающих актуальное психо­эмоциональ­ное состояние пациента. Это уже упоминав­шаяся шкала тревоги Спилбергера-Ханина для определе­ния уровня ситуатив­ной и личност­ной тревож­ности, опросник САН (оператив­ная оценка само­чувствия, активности и настроения), шкала депрессии Цунга. Также устройство предостав­ляет возмож­ность определе­ния с помощью теста "Мини-Мульт" (сокращенная форма теста "ММPI") изменения выражен­ности некоторых личност­ных особен­ностей. Здесь значимы­ми могут быть снижение значений шкал Hs, D, PA, Ma. Такое внимание к проявлениям тревож­ности и депрес­сии объясняется тем, что в психо­соматичес­ком подходе к развитию заболевания ведут нарушения психо­эмоциональ­ного статуса, наиболее ярко проявляю­щиеся именно этими состояниями.

Таким образом, реабилитационный комплекс «Реакор» позволяет проводить лечебные процедуры, оценивать процедурную и курсовую эффектив­ность на основе анализа динамики физио­логичес­ких показателей, а дополнительное применение устройства психо­физио­логичес­кого тестиро­вания «Психо­физиолог» позволяет осуществлять контроль изменений по психо­логичес­кому профилю личности, психо­физио­логичес­ким характерис­тикам и адаптивным возмож­ностям сердечно-сосудистой системы.

    Литература:
  1. Аксенов Д.П. Диагностическая значимость метода биоуправления. Сборник «Биоуправление-4», г. Новосибирск, 2002 г.
  2. Контроль эффективности адаптивного биоуправления и его физио­логичес­кая ценность. Аксенов Д.П., Захаров С.М., Скоморохов А.А. Сборник «Биоуправление-4», г. Новосибирск, 2002 г.
  3. Городецкий И.Г., Захаров Е.С., Скоморохов А.А., Артёмов И.В. Адаптивная модель совмещён­ной деятель­ности человека-оператора. Сборник докладов 7-го Всероссийского Совещания-семинара "Инженерно-Физио­логичес­кие Проблемы Новой Техники" (Москва, 20-22 мая, 2003-й год.), типография МГТУ им.Баумана.
  4. Захаров С.М., Косачев В.Е., Талалаев А.А., Чеховский Л.В. К вопросу о психо­физио­логичес­ком контроле в условиях санаторно-курортных учреждений и оздоро­витель­но-реабили­тацион­ных центров. Конференция «Современ­ные техноло­гии вос­станови­тель­ной медицины», (Сочи, 11-16 мая 2004).

Тезис доклада
на Всероссийской научно-технической конференции с международным участием
«Медицинские информационные системы «МИС-2004»
Россия, г.Таганрог, 13-16 сентября 2004