Программно-аппаратный комплекс «Бос-пульс»
При покупке комплекса «Бослаб» академический курс по БОС бесплатно! Подробнее…
Игровое компьютерное биоуправление это новая, быстро развивающаяся лечебно-оздоровительная технология на стыке медицины, физиологии, психотерапии, электроники и программирования, успешно разрабатываемая в НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН.
В основе биоуправления лежит универсальный принцип биологической обратной связи: регистрируемый физиологический параметр, подлежащий коррекции, через интерфейс передается на монитор, и пациент, наблюдая в динамике свою физиологическую функцию, обучается изменять ее в нужном для лечения направлении, используя навыки саморегуляции.
Сейчас общепризнано, что в возникновении и развитии многих заболеваний ведущую роль играет стереотипное неадаптивное поведение в стрессовых ситуациях. Известно, что люди чаще всего заболевают на фоне тяжелых переживаний и неприятностей, либо в условиях влияния постоянно действующих негативных факторов (чувство неудовлетворенности, необходимость мириться с неприятной ситуацией и др.). Кроме того, возникновению и развитию заболеваний способствуют достижения научно-технического прогресса, позволяющие людям жить в комфортных условиях, когда можно мало двигаться, переедать, а появляющиеся болезненные симптомы или эмоциональный дискомфорт снимать медикаментами. В итоге наши современники все меньше и меньше обращаются к своим внутренним ресурсам, отпущенным им природой.
Существует множество приемов саморегуляции, с помощью которых можно не только повысить свою устойчивость к болезням, но и достичь существенных результатов в умении использовать ресурсы своего организма. Часть этих методов известна еще с древних времен (медитативные техники), другие появились не так давно (аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация, дыхательные упражнения). Развитие современных аппаратных средств способствовало созданию уникальной лечебно-реабилитационной технологии, позволяющей более эффективно обучаться способам саморегуляции. Речь идет о компьютерном игровом биоуправлении.
Компьютерный игровой тренажер включает в себя несколько игровых сюжетов, носящих явный или скрытый соревновательный характер. Ход соревнования регулируется динамикой регистрируемого физиологического параметра: это может быть частота пульса, кожная температура, кожно-гальваническая реакция. Выиграть соревнование пациент сможет в том случае, если научится управлять своей физиологической функцией в ситуации виртуального соревновательного стресса. Красочные игровые сюжеты, созданные с использованием современных мультимедийных средств, повышают мотивацию тренирующегося, способствуют более эффективному закреплению навыков саморегуляции.
В процессе игрового тренинга человек приобретает неоценимую способность противостоять стрессу и заболеваниям, учится по-новому реагировать на конфликтные ситуации, снижать излишнее внутреннее напряжение тогда, когда требуется повышенная работоспособность, волевое усилие, мобилизация внимания.
Все результаты сессий заносятся в базу данных. Специальная программа REPORT позволяет просматривать динамику параметров в любой игре и у каждого пациента, следить за успехами в течение одного сеанса и курса в целом, анализировать соотношение влияния симпатической и парасимпатической нервной системы на сердечный ритм с помощью вариационной пульсометрии.
Комплекс игрового биоуправления рекомендуется применять самостоятельно и в сочетании с другими видами биоуправления. Наличие разных датчиков для регистрации пульса, температуры и кожно-гальванической реакции расширяет спектр приобретаемых навыков саморегуляции.
Комплекс предназначен для диагностики стрессрезистентности, лечения и профилактики психосоматической патологии, повышения устойчивости к стрессу.
Рекомендуется применять самостоятельно и в сочетании с другими видами биоуправления. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является интегральным показателем, отражающим текущее психоэмоциональное состояние человека, и биоуправление по ЧСС, активизируя механизмы саморегуляции, способствует восстановлению оптимальной работы всех функциональных систем организма.
Компьютерный игровой тренажер включает в себя несколько игровых сюжетов, носящих явный или скрытый соревновательный характер. Ход соревнования регулируется динамикой регистрируемого физиологического параметра: это может быть частота пульса, кожная температура, кожно-гальваническая реакция. Выиграть соревнование пациент сможет в том случае, если научится управлять своей физиологической функцией в ситуации виртуального соревновательного стресса. Красочные игровые сюжеты, созданные с использованием современных мультимедийных средств, повышают мотивацию тренирующегося, способствуют более эффективном у закреплению навыков саморегуляции.
Прибор «Бос-пульс» регистрирует ЧСС методом фотоплезмограммы с ногтевой фаланги пальца, прибор имеет малые размеры и может быть удобно размещен в ладони.
Игровое управление легко освоит любой после знакомства с инструкцией, для домашнего применения не требуется специальное обучение.
Компьютерные игровые комплексы применимы для:
- проведения лечебно-реабилитационных процедур в психотерапевтической практике;
- психологической релаксации в кабинете психолога на предприятии (в том числе в учебных заведениях);
- профилактики перегрузок в спорте;
- освоения навыков саморегуляции в домашних условиях и др.
Помимо всего перечисленного на базе «Бос-Пульс» сетевой вариант можно проводить тренинг «Управление стрессом».
Программа тренинга (4 часа):
- понятие «стресс» и методы управления стрессовыми состояниями;
- диагностика стрессустойчивости и способности к оптимальной деятельности
- обсуждение результатов с демонстрацией возможных стратегий поведения;
- тренинговое занятие – подбор оптимальных способов саморегуляции
психоэмоционального состояния в стрессовых ситуациях.