Нейробиоуправление
Технология нейробиоуправления предоставляет возможность управления биопотенциалами головного мозга на основе модификации альфа- и бета-ритмов ЭЭГ и их сочетаний при активном участии самого больного. В настоящее время нейробиоуправление широко используется в современной медицине для лечения и реабилитации взрослых и детей, в частности, для коррекции нарушений когнитивных функций и дефиците внимания у детей (синдром гиперактивности и дефицита внимания), а также в случаях наркологической, алкогольной и других зависимостей.
Электроэнцефалографическое альфа-биоуправление
Известно, что определенным состояниям сознания соответствует определенный спектр электрической (ЭЭГ) активности головного мозга. Когда человек обеспокоен, зол, раздражен, подавлен, угнетен, печален или погружен в депрессию, это находит свое отражение в спектре волн ЭЭГ. Люди с аддиктивным поведением постоянно переживают психический дискомфорт, испытывают дефицит позитивных эмоций, потребность в снижении тревоги и разрядке своих агрессивных побуждений. Для них единственным способом легко и быстро этого достичь является прием алкоголя или наркотика.
Альфа-стимулирующий тренинг является патогенетическим методом терапии. Пациент, включенный в контур биологической обратной связи (аудиальной или визуальной), используя компьютер, может видеть или слышать сигналы, отражающие изменения параметров деятельности своего мозга и внутренней среды организма. При этом, используя навыки саморегуляции, пациент обучается управлять этими параметрами в нужном направлении. Изменяя биоэлектрическую активность мозга и восстанавливая нейродинамический баланс регуляторных систем, человек учится самостоятельно приводить себя в устойчивое состояние спокойного бодрствования и комфорта без приема медикаментов, алкоголя или наркотиков. При этом возникающее в результате ЭЭГ-тренинга устойчивое альфа-состояние – статус спокойного бодрствования – как бы «стирает” аддиктивные навыки, формирующие паттерн электрогенеза в мозге. Пройдя курс альфа-биоуправления, пациент приобретает навыки использования саморегуляции в повседневной жизни.
Показаниями для назначения больным ЭЭГ-альфа-биоуправления является:
- Алкогольная зависимость. Наилучшие результаты были достигнуты при лечении пациентов с психической зависимостью от алкоголя (альфа-алкоголизм). Средняя продолжительнось ремиссии у этих больных составила 12,7 месяца. При этом 60% больных полностью отказались от приема алкоголя. При лечении пациентов с физической зависимостью от алкоголя (гамма-алкоголизм по классификации Джелиннек-Короленко) эффект терапии был несколько ниже (лишь 20% больных удалось достичь ремиссии, превышающей 6 месяцев.
- Опийная наркомания. После 30 сеансов у 75% пациентов, освоивших технолгию альфа-стимулирующего тренинга, ремиссия достигала в среднем 10,2 месяца. Поведение этих пациентов приобретало черты эффективного. Пациенты начинали активно включаться в различные учебные программы, устраивались на работу, восстанавливали утерянные социальные связи. Пациенты отмечали повышение самооценки, расширение круга интересов, появление эмоциональной стабильности и, как следствие, редуцирование психической зависимости к наркотическому средству.
- Пищевая аддикция (переедание). После курса лечения все пациенты этой группы отмечали такой эффект, как снижение веса тела на 500г в неделю в течение месяца. Снизилась раздражительность, нормализовался цикл «сон-бодрствование”, возросла самооценка.
- Аффективные и психосоматические расстройства, депрессии.
Применение электроэнцефалографического альфа-тета тренинга позволяет:
- Обучить пациента улучшать свое состояние альтернативным способом, без использования веществ, вызывающих зависимость.
- Расширить возможности врача для использования внутренних ресурсов пациента.
- Достигать ремиссии без использования психотропных препаратов.
- Получать объективную информацию о состоянии пациента, о «срывах” в ходе лечения.
Электроэнцефалографическое бета-биоуправление
Синдромом дефицита внимания (СДВГ или ADD/HD-синдромом), по данным разных авторов, страдают до 20 % детей и подростков. Они не способны длительно концентрировать свое внимание на решении различных задач и до недавнего времени оставались либо без лечения, либо пользовались психотропными препаратами, стимуляторами типа риталина или противосудорожными лекарствами. Однако следует отметить, что эффект лечения психотропными средствами и стимуляторами нестойкий, принимать их необходимо годами, все они обладают выраженными побочными эффектами и формируют лекарственную зависимость.
На протяжении многих лет причиной ADD/HD-синдрома считали плохое воспитание, «испорченность» ребенка, однако в середине 90-х годов удалось установить, что в большинстве случаев причиной заболевания является снижение интенсивности мозгового кровотока и падение уровня допамина в лобных долях коры головного мозга, особенно при выполнении интеллектуального задания: чем сильнее больной старается сконцентрироваться, тем существеннее страдает кортикальный метаболизм. Даже если ребенок очень хочет справиться с заданием, он не в состоянии этого сделать.
По данным электроэнцефалографического картирования у пациентов с синдромом дефицита внимания регистрируется увеличение тета-активности и резкое снижение бета-активности в корковых и подкорковых областях лобных долей.
Технология коррекции синдрома дефицита внимания бета-стимулирующим электроэнцефалографическим биоуправлением в контуре компьютерной биологической обратной связи обучает ребенка навыкам нормализации функционирования определенных структур головного мозга, то есть он учится делать то, что раньше за него делали стимуляторы или антидепрессанты.
Показаниями для назначения больным ЭЭГ-бета-биоуправления являются:
- Специфические расстройства развития.
- Расстройства в виде деструктивного поведения.
- Расстройство в виде гиперактивности с дефицитом внимания.
- Расстройство поведения в виде непокорности и непослушания.
Безлекарственная модификация поведения детей и подростков, страдающих ранними (латентными) проявлениями СДВГ, может рассматриваться в качестве альтернативы всем существующим способам профилактики и лечения: эффективность нейробиоуправления по нашим данным и результатам международных коллективов достигает 80-84%. Ни одна иная технология – лекарственная и психолого-педагогическая – не превышает уровня 60-62%.
Организация кабинетов биоуправления в школе позволяет перенести отбор (диагностику) и коррекцию средствами биоуправления в школу, что существенно увеличивает эффективность мониторинга и ежегодного выделения «групп риска» из первоклассников с последующим длительным наблюдением.
Биоуправление в профилактике и коррекции синдрома дефицита внимания (СДВГ) в условиях школы
Для успешного обучения ребенка в школе необходимо оптимальное состояние его познавательных функций — внимания, памяти, мышления. По разным данным, от 6 до 24% детей, пришедших в школу, характеризуются недостаточной концентрацией внимания, неустойчивой памятью, повышенной отвлекаемостью, слабостью самоконтроля. Нарушение адаптационных систем в процессе созревания головного мозга у таких детей проявляется в нарушении внимания в сочетании с гиперактивностью и без нее. И количество этих детей в школах увеличивается из года в год.
В 70% случаев синдром дефицита внимания сочетается со специфическими расстройствами способностей к обучению (арифметическое расстройство, расстройство способностей к письму и чтению), а также с тревожными, личностными расстройствами и патологией поведения. У детей, страдающих синдромом дефицита внимания, очень часто развиваются антисоциальные личностные расстройства и аддиктивные расстройства (наркомания, токсикомания, алкоголизм).
Неспособность к обучению, отсутствие навыков нормального общения со сверстниками и взрослыми и высокая агрессивность, приводят к тому, что в процессе обучения эти дети постоянно испытывают психический дискомфорт.
Эффективность различных методов лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:
- медикаментозная терапия – 60-70%;
- поведенческая терапия – 40-50%;
- биоуправление (бета-стимулирующий тренинг) – 70-90%.
Назад в теоретические основы биоуправления