Биоуправление в музыке
Технология обучения и коррекции исполнительской музыкальной деятельности с использованием ЭЭГ-ЭМГ – биоуправления
В такой сложнейшей деятельности, как музыкальное исполнительство, к движению предъявляются требования точности, тонкой дифференциации мышечных напряжений, скоростных умений. То, насколько рациональным, комфортным и совершенным по своей структуре будет способ выполнения игрового движения, имеет существенное значение для будущих музыкантов-исполнителей.
Поэтому одной из насущных задач при обучении техническому мастерству является отбор наиболее рациональных двигательно-игровых приемов.
Недостаточное внимание к этому вопросу приводит к стихийности в развитии техники, нерациональности функционирования двигательного аппарата, невозможности самоконтроля слухо-моторной координации и формированию профессионального мышечного спазма музыкантов.
Исполнителям и педагогам хорошо известно явление «зажатости» – один из трудноустранимых недостатков исполнения музыки, который наносит непоправимый ущерб музыкальному развитию учащихся. Зажатость мышц отражается в снижении мощности ЭЭГ альфа-волн (маркеров состояния комфорта) и повышении мощности электромиограммы (ЭМГ) – тонического напряжения мышц, не участвующих в движении (маркеров состояния напряжения) (рис. 1).
Игра при этом сопровождается излишними мышечными затратами и психологическим напряжением, учащиеся жалуются на утомление, сценическое волнение, особенно при исполнении виртуозных произведений, педагоги отмечают неспособность учащихся контролировать слухо-моторную координацию, неспособность «слышать самого себя».
Рис 1. Выполнение движения пальцами сопровождается значительным снижением мощности альфа-волн ЭЭГ и увеличением ЭМГ мышц лба у немузыкантов. У мастеров музыкантов, наоборот, признаки комфортного состояния (мощность альфа) увеличиваются, а признаки напряжения (ЭМГ) снижаются.
В настоящее время для обучения свободе мышечных исполнительских движений применяются только педагогические методы, зависящие от личного опыта, мастерства, коммуникативных способностей преподавателя. Для коррекции профессиональных мышечных спазмов и синдрома «зажатости» используются медикаментозные или физиотерапевтические воздействия. Но как показано, эффективность этих способов обучения низка.
Альфа-ЭМГ биоуправление, предлагаемое нами в качестве альтернативы или дополнения к педагогическим попыткам коррекции, базируется на адаптивной электроэнцефалографической био-обратной связи.
Суть обучения заключается в том, что музыкант во время исполнения получает через датчики ЭЭГ и ЭМГ сигналы об уровне активности альфа-ритма на ЭЭГ и сигналов ЭМГ от мышц, не участвующих в движении пальцев. При этом, используя навыки саморегуляции, клиент обучается самостоятельно управлять этими параметрами в нужном направлении, изменяя биоэлектрическую активность мозга и мышц. Возникающее в результате ЭЭГ-тренинга устойчивое альфа-состояние – статус спокойного бодрствования – как бы «стирает» навыки, формирующие «мышечный зажим» в мозге. Пройдя достаточно длительный курс тренинга, основанный на адаптивном биоуправлении, учащийся приобретает навыки саморегуляции в повседневной музыкальной деятельности и при выходе на сцену (рис.2).
Рис 2. Результаты сравнения влияния обычного обучения и обучения с использованием альфа-стимулирующего и ЭМГ-понижающего биоуправления на оценки учащихся показали, что у половины студентов с изначально низкой альфа-частотой (красные столбики) оценки за технику исполнения музыки снизились, а сценическое волнение увеличилось после 2 месяцев обычного обучения. У таких же «низкочастотных» студентов через два месяца практики с использованием биоуправления оценки за технику исполнения музыки увеличились, ситуативная тревожность (сценическое волнение) снизилась, а самоактуализация возросла.
Поскольку в основе различных видов психомоторной деятельности (музыкально-исполнительской, спортивной, операторской и пр.) лежат одни и те же нейрофизиологические механизмы сенсомоторной интеграции, мы полагаем, что данный протокол биоуправления является неспецифичным и может быть эффективен вне зависимости от профессиональной принадлежности индивида. При этом важно отметить, что клиент из пассивного объекта замечаний тренера или учителя превращается в активного субъекта процесса овладения навыками.
Таким образом, применение электроэнцефалографического альфа-стимулирующего и электромиографического релаксирующего тренинга в психомоторном обучении позволяет:
- обучить клиента самостоятельно оценивать и улучшать контроль за состояние мышечного исполнительского аппарата;
- достигать комфортности исполнительских движений;
- преодолевать «сценическое» (предстартовое) волнение;
- получать объективную информацию о состоянии обучающегося в ходе обучения;
- расширить возможности педагога в использовании внутренних ресурсов учащегося;
- облегчить на начальных этапах педагогическую задачу обучения координации движений и самоконтроля;
- находить пути достижения пика формы (музыканта или спортсмена).
Назад в теоретические основы биоуправления